ЧТО ГОВОРЕНИЕ ХОЧЕТ СКАЗАТЬ: ПРАГМАТИКА ХУДОЖЕСТВЕННОГО ДИСКУРСА

В «Новом литературном обозрении» №138, 2016 опубликован специально подготовленный семинаром «Прагматика художественного дискурса» блок статей, претендующий на статус некторого промежуточного итога наших прагматических штудий. Все материалы доступны по гипер-ссылкам.
.
ЧТО ГОВОРЕНИЕ ХОЧЕТ СКАЗАТЬ: ПРАГМАТИКА ХУДОЖЕСТВЕННОГО ДИСКУРСА

Павел Арсеньев. Как совершать художественные действия при помощи слов

скачанные файлыКак совершать художественные действия при помощи слов: прагматическая теория искусства Тьерри де Дюва // Логос №4 (2015)

Именно Марсель Дюшан являлся для подсудимого высшим феноменом человеческой культуры всех эпох. Почему? Не могу ответить вразумительно. Ведь были же и другие имена, и не хуже: Шекспир, к примеру, тот же Леонардо, на худой случай — Гете. Или Платон. Тоже ведь не хуй собачий. Но для подсудимого — Дюшан, и хоть ты заебись березовой палкой! Вот какая сука своевольная.

В. Сорокин «Норма»

Именно Марсель Дюшан является для рецензируемого автора наиболее симптоматичным феноменом человеческой культуры всех эпох. Начав с несколько разочаровывающего обращения к психоаналитической фразеологии, Тьерри де Дюв [1] вскоре дает понять, что его жест не имеет ничего общего с очередной попыткой описать генеалогию художественного изобретения через тривиальную сцену инцестуального рая. Его проект заключается в том, чтобы спроецировать саму эвристику метода Фрейда на историю искусства в целом — с надеждой на некоторые эпистемологические выгоды и готовностью отбросить строительные леса теоретического сопоставления, если параллель окажется устойчивой. Точно так же как Фрейд рассчитывал, что его собственное бессознательное (выраженное в сновидении об Ирме в желании доказать свою невиновность) прольет свет на феномен бессознательного вообще, де Дюв рассчитывает истолковать эпизод в артистической судьбе Дюшана как судьбоносный момент для живописи в целом [2]. Читать далее «Павел Арсеньев. Как совершать художественные действия при помощи слов»

Спецвыпуск [Транслит] о прагматике

14обложка_colorВ феврале 2014 года был представлен спецвыпуск литературно-теоретического журнала [Транслит], посвященный прагматике художественного дискурса. Презентации в Петербурге сопровождала самоорганизованная конференция участников семинара в  СПбГУ. Позже также прошли презентации спецвыпуска в КиевеМоскве и Берлине.

#14 [Транслит]: Прагматика художественного дискурса // спецвыпуск журнала, 2014:

В номере среди прочего были опубликованы следующие статьи:


Далее в течении 2014 года участниками семинара и авторами выпуска были организованы выступление Патрика Серио , дискуссия с Анке Хенниг о вышедшем переводе «Поэтики настоящего времени», а также круглый стол «Самообращенность высказывания в актуальной поэзии и современном искусстве», организованные альманахом [Транслит] в рамках премии Драгомощенко.

Павел Арсеньев. «Выходит современный русский поэт и кагбэ нам намекает»: к прагматике художественного высказывания

NLO_124Павел Арсеньев. «Выходит современный русский поэт и кагбэ нам намекает»: к прагматике художественного высказывания // НЛО #124. 2013

Обращение к проблематике субъекта в современной поэзии — это уже потен­циально политизирующий аналитический жест. Но и сам субъект современ­ной поэзии находится в поиске своей политической артикуляции. Вопрос «кто говорит?», задаваемый, с одной стороны, критиками и теоретиками и подспудно присутствующий в поэтической практике, с другой, не является ни досужим, ни сугубо лингвистическим (ведущим к обнаружению нарративных регистров высказывания). С того момента, как стали теоретически очевидны несамотождественность субъекта говорения, идеологический ха­рактер процедуры интерпелляции и соответствие дискурсивных формаций определенным формациям идеологическим[1], он связан с исследованием той позиции, какую занимает автор по отношению к обыденному языку и господ­ствующей идеологии. Другими словами, форма высказывания непосред­ственно отсылает к политической конструкции инстанции высказывания.
Читать далее «Павел Арсеньев. «Выходит современный русский поэт и кагбэ нам намекает»: к прагматике художественного высказывания»