Георгий Шерстнев. Обличение приема: к прагматике звукового антирелигиозного фильма

Ключевые слова: антирелигиозная пропаганда, советский музей, советский кинематограф, киносеанс, авангард, кинозритель, Протазанов, Вертов, художественная прагматика

В статье рассматриваются методы агитационной коммуникации, обусловившие художественную стратегию антирелигиозного фильма Якова Протазанова «Праздник святого Йоргена» (1930; 1935). На структуру фильма равным образом проливают свет теория пропагандистского киносеанса 1920 – 1930-х годов, формы антирелигиозной агитации, эстетика советского авангарда. Будучи соотнесены друг с другом, эти явления советской культуры позволяют реконструировать «идеальный» тип советской культурной коммуникации, главное свойство которого – интермедиальность. Прагматические условия такой коммуникации получают в картине Протазанова эстетическое переосмысление, и это делает данный пример удачным для демонстрации художественной прагматики фильма.

Читать далее «Георгий Шерстнев. Обличение приема: к прагматике звукового антирелигиозного фильма»

К понятию художественной прагматики [дискуссия в переписке]

Материал из #15-16 [Транслит]: Литературный труд, конфликт, сообщество (2014)

Материал в pdf

Дмитрий Бреслер:
Друзья, как вы уже, наверное, знаете, Женя Суслова собирает материалы для готовящегося блока в [Транслит] о свободных от четкой институциональной закрепленности семинарах гуманитарного толка. Так как человеку извне сложно разобраться в порядке наших спонтанно организованных заседаний и еще в целом не устоявшихся методологических установках, лучшим описанием нашего семинара я вижу прямую речь его участников. С историографией вопросов немного. Можно будет составить карту заседаний последних лет, обозначить там темы, докладчиков, публикации, выполненные после доклада или под влиянием прочитанного на семинаре (вся эта информация восстанавливается по пабликам в vk и fb). Сложнее и любопытнее было бы дать некоторое определение нашим прагматическим штудиям, найти корреляции с уже существующими методологиями, очертить исторические, жанровые (если такие есть) границы применения обсуждаемого нами подхода, привести список имен, близких нам. Думаю, завязав переписку в группе, в формате дискуссии, мы сможем выдать общий текст, который, кажется, нужен не столько редакции альманаха, сколько — будет полезен семинару.Чтобы начать, предлагаю следующую реплику. Читать далее «К понятию художественной прагматики [дискуссия в переписке]»